Экстернализм и интернализм в понимании науки

Экстернализм и интернализм в понимании науки

Экстернализм и интернализм в понимании науки.


Подходы к объяснению развития научного знания:

Проблема происхождения науки

Мифология — философия — наука

А 1.8 Проблема интернализма и экстернализма в понимании науки — Философия науки для аспирантов

Теоретическая — рациональная философия, затем наука
Эмоционально — образное мировоззрение Мифологическое, художественное, религиозное мировоззрение.
Повседневное мировоззрение

Одна из главных проблем, характерных для истории науки, — понять, объяснить, как, каким образом внешние условия — экономические, социокультурные, политические, философские, психологические и другие — отражаются на результатах научной деятельности: создаваемых теориях, выдвигаемых гипотезах, используемых методах научного поиска. Эмпирической основой истории науки являются научные тексты прошлого: книги, журнальные статьи, переписка ученых, неопубликованные рукописи, дневники и т.д. Но есть ли гарантия, что историк науки имеет достаточно представительный материал для своего исследования? Ведь очень часто ученый, совершивший открытие, старается забыть ошибочные пути исследования, которые привели его к ложным выводам.

Всплеск историографических исследований был отмечен в 1930-е годы — с докладом о социально-экономических корнях ньютоновской механики выступил советский ученый Б.М. Гессен, использовавший в своем исследовании диалектический метод. Этот доклад произвел очень сильное впечатление на участников конгресса, среди которых образовался "невидимый колледж" — неорганизованная группа, объединившая некоторых британских ученых, занимающихся изучением истории науки. Работа этой группы дала начало течению в западной историографии науки, которое стало известно как Экстранационализм. Представители этого течения поставили перед собой задачу выявить взаимосвязь между социально-экономическими изменениями в обществе и развитием науки. Его лидером по праву стал английский физик и ученый Д. Бернал

Интернализм (от лат. internus внутренний) — методологическое направление в истории и философии науки, признающее внутренние, интеллектуальные (философские, собственно научные) факторы движущей силой развития науки. Наука ни от чего не зависит. Он появился в конце. Как реакция на экстернализм — (от лат. externus внешний), методологическое течение в истории и философии науки 1930-х годов, которое видит источник развития научных идей непосредственно во внешних социальных (экономических и политических) факторах. Идея интеграции различных областей научного знания ("это будет одна наука"). Со временем (при коммунизме) наука станет непосредственной производительной силой.

Представители Int (A. Coire, A.R. Hall, P. Rossi, G. Gerlach и др.) считают, что наука развивается благодаря межнаучным факторам: благодаря объективной логике возникновения и решения научных проблем, благодаря эволюции научных традиций — благодаря внутренней потребности самой науки проводить эксперименты, создавать новые концепции, решать проблемы и т.д. Поэтому в работах историков-интерналистов история науки предстает как чисто интеллектуальная история — история взаимного производства идей, напоминающая саморазвитие гегелевского абсолютного духа. Например, анализируя научную революцию шестнадцатого и семнадцатого веков, Койре склонен показать, что фундаментальной причиной этой революции был отказ от идеи упорядоченного антихриста. Античный космос и заменил его концепцией однородного, изотропного и бесконечного пространства. Эта замена была обусловлена философско-религиозным восприятием конца Средневековья. Социально-экономические, культурные, личностные аспекты, влияющие на развитие науки, могут лишь замедлить или ускорить имманентное развитие знания.

Напротив, экстернализм (Б. Гессе, Д. Бернал, Дж. Холдейн, Э. Зилсел, Д. Найдам и др.), возникший в 1930-х годах, в значительной степени под влиянием марксизма, настаивает на том, что социально-экономические, ненаучные факторы оказывают решающее влияние на развитие науки. При изучении истории науки основной задачей является реконструкция социокультурных условий ("социальных порядков"), в которых возникают и развиваются те или иные идеи и теории. Историк-эксперт изображает научную революцию 16-17 веков как следствие развития машинного производства и капитальных отношений. Наука развивается в ответ на влияние социальной среды, в которой она находится.

Дискуссия между И. и Е. продолжалась несколько десятилетий, но к концу 1970-х годов большинство историков очень интересовались развитием науки. Большинство историков и философов 1970-х годов склонялись к тому, что позиция Э. более соответствует реальной истории. Наука существует в определенных социокультурных условиях и не может не зависеть от этих условий. Это стало особенно ясно во второй половине двадцатого века, когда вся наука попала под влияние этих условий. Во второй половине двадцатого века, когда целые области науки и даже науки стали возникать в результате явной социальной потребности, например, потребности в новом оружии, компьютерных технологиях или защите окружающей среды. Однако мы не можем слишком упрощать отношения между наукой и обществом и рассматривать каждый научный прогресс как ответ на промышленные или политические требования. Многие эпизоды в развитии науки можно вполне адекватно описать как имманентное развитие научного знания.

E. и И. имеют общую черту: они считают, что наука — это уникальное явление в истории культуры, возникшее при переходе от Средневековья к Новому времени. В отличие от позитивистского взгляда на науку, они утверждают, что научный метод — в целом — не является естественным, непосредственно данным человеку способом восприятия действительности, а формируется под влиянием различных факторов. Но они понимают эти факторы по-разному.

Попытку преодолеть односторонность интернализма и экстернализма предпринял американский ученый Т. Кун (1922-1995). Кун (1922-1995) в своей работе "Структура научных революций". Он считает, что экстерналистская историография необходима при изучении начального развития любой научной области, которое определяется общественными потребностями. Для зрелой науки приемлема интерналистская историография. При определенной автономии эти два подхода, по мнению Куна, дополняют друг друга.

Интернализм и экстернализм
Две концепции движущих сил науки.
Интернализм (А. Койре, Очерки по истории философской мысли)
— Теоретический мир полностью автономен и отделен от реального мира. Поскольку наука — это духовная деятельность, она может быть объяснена только изнутри себя.
— Внутринаучные факторы наиболее важны: объективная логика формирования и решения научных проблем, эволюция научных традиций, внутренняя потребность самой науки ставить эксперименты, создавать новые идеи, решать проблемы. — История науки — эволюция идей, концепций, теорий, происходящая в соответствии с внутренней логикой их развития или резкой сменой типов мышления. Этот процесс связан с изменением философских концепций.
— Койре, анализируя научную революцию XVI-XVII веков, склонен показать, что ее фундаментальной причиной был отказ от концепции упорядоченного древнего космоса. Космос и заменил его концепцией однородного, изотропного и бесконечного пространства. Эта замена была обусловлена философскими и религиозными идеями позднего Средневековья. Социально-экономические, культурные, личностные аспекты, влияющие на развитие науки, могут лишь замедлить или ускорить имманентное развитие познания.
— Существование экономических и социокультурных внешних факторов признается, но они не влияют на внутреннюю структуру научного знания, они могут только благоприятствовать или препятствовать науке.
Недостатки:
(a) Односторонний подход
(b) В крайних формах интернализма человек как предмет познания является "духовной субстанцией", природа которой не может быть объяснена на основе материальных и социальных предпосылок.
(c) полностью разделяет интеллектуальный и культурно-исторический социальный аспекты развития науки
Экстернализм (Б. М. Гессен, доклад об экономических корнях механики И. Ньютона)
— противоположные концепции. Внешние факторы, в первую очередь социально-экономические, играют ведущую роль в науке
Недостатки:
(a) попытка вывести содержание, темы, методы, идеи и гипотезы науки непосредственно из экономических причин, игнорируя специфику науки как особой духовной деятельности по получению, обоснованию и проверке истинных знаний
В настоящее время эти две концепции не противопоставляются, они признают взаимодействие внешних и внутренних факторов и пытаются объяснить его закономерности. В чистом виде почти никогда не встречается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский мир