Наука как феномен культуры

Наука как феномен культуры

Башкирский государственный аграрный университет

NovaInfo46, стр. 283-286 , скачать PDF
Опубликовано 31 мая 2016 года.
Кафедра: философские науки
Просмотров страниц в месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается наука как компонент культуры. Особое внимание уделяется функциям науки в обществе.

Ключевые слова

Текст научной работы

Наука — один из видов социокультурного творчества исторического субъекта, специфическая деятельность людей с целью получения объективных знаний об окружающей действительности (скрытых и явных), включая самого человека. Это знание является основным результатом научного понимания мира как мысленного моделирования реальности (интеллектуального, концептуального). В то же время производство знаний в процессе высокоорганизованной и высокоспециализированной научной деятельности не является самодостаточным для общества. Она необходима для обеспечения, поддержания и развития всех сфер человеческой деятельности. Однако не все знания являются научными. Знания приобретаются людьми в самых разных сферах жизни: в быту, политике, искусстве, ремеслах и т.д. Но во всех этих сферах знания не являются главной целью; более важным является их применение и использование.

Помимо знаний (научных и ненаучных, рациональных и иррациональных, объективных и субъективных, истинных и ложных), продуктом научной деятельности являются методология и методы, приборы и инструменты, образ жизни, формы организации и т.д. Непосредственными целями научной деятельности являются описание, объяснение, предсказание явлений и процессов действительности. Результаты научной деятельности могут быть представлены в виде теоретических описаний, выводов и предположений, формул, измерений, графиков, сборников экспериментальных и справочных данных и т.д.

В традиционалистских концепциях рамки развития науки обычно задаются сакральными ценностями, что противоречит духу научного развития и творчества. Именно поэтому научная революция в европейской культуре была связана с критикой религии и идеями Просвещения [1; 2].

Важным критерием научности является цель научного знания. Она формулируется как "понимание истины ради самой истины". Практическая полезность знаний, строго говоря, для науки не имеет значения. Существует, правда, прагматическая трактовка истины, согласно которой истина в первую очередь связана с эффективностью знания [3; 4].

Решающим фактором в оценке достоверности научного знания является его объективность и универсальность. При одинаковых условиях действие научных законов должно приводить к одинаковым результатам. Изменчивость результатов не лишает закон юридической силы, а лишь указывает на особый характер его проявления.
Важнейшей отличительной чертой научного знания является его систематизация. К структурным элементам научного знания относятся факты, закономерности, гипотезы, аксиомы, теории, концепции и научное мировоззрение.
Важной особенностью научного знания является его интерсубъективность. По сравнению с искусством, где каждое произведение органично связано с конкретным автором, в науке, даже если многие законы, теории, концепции, открытия и изобретения носят имя ученого, они все равно были бы открыты, изучены, созданы и изобретены. Если искусство — это "мышление в образах", то наука — это "мышление в понятиях". Искусство отражает жизнь, действительность через художественные образы, создает эстетические ценности, воспитывает чувство прекрасного. Наука "генетически" основана на стремлении к логическому, обобщенному, объективному знанию о мире и человеке. Искусство основано на чувственно-воображаемой стороне творческих способностей человека, а наука — на концептуально-интеллектуальной. Наука отличается от искусства своеобразным сочетанием интуиции и рациональности. Она не останавливается на уровне изображений, а переносит наблюдаемое на уровень теории и исследований. В отличие от других видов субъективной деятельности, где результат известен заранее, наука производит постоянный прирост знаний, и ее результат по сути своей нетрадиционен [5].

Специфика и основные функции науки. В историческом генезисе науки можно выделить три основных периода

  1. Личностная и мировоззренческая ориентация науки: от истоков до науки времен Галилея и Ньютона. Основной целью научной деятельности в социальном плане было формирование общего представления о мире и месте человека в нем.
  2. Технологическая, материально-производственная ориентация науки: от XVII века до наших дней.
  3. Фокус на развитии интеллектуального и творческого потенциала личности (современный этап). Современная наука характеризуется усилением связей между большим количеством различных отраслей, интегральными тенденциями в развитии каждой отрасли и формированием науки как производительной силы общества.

Наука как феномен культуры

Важным стимулом развития науки и ее интеграции является практическая социально-производственная деятельность человека. Интегральные тенденции возникают из потребностей социально-экономического характера. Интеграция подразумевает создание и укрепление связей между науками. Философия, с одной стороны, обобщает интегральные тенденции отдельных наук, а с другой стороны, выполняя методологические функции познания, осуществляет как синтез знаний в отдельных науках, так и синтез различных научных дисциплин.

Философия, имеющая в своей основе такие интегральные и общенаучные формы познания, как методология, мировоззрение, научная картина мира непосредственно через них, оказывает большое влияние на сближение естественных и общественных наук, на развитие техники [6; 7].

Развитие любой отрасли науки происходит по таким фазам: появление зачаточных работ, период развития идей, период эксплуатации идей; насыщение: отрасль исчерпывает себя и основные идеи переходят в учебники. Научная революция, как модель развития науки, имеет две основные функции: критическую, разрушающую систему старых представлений о теориях, принципах и законах данной науки; конструктивную, созидающую. Философские, особенно логико-познавательные и социологические аспекты исследования имеют решающее значение для правильного определения путей дальнейшего развития науки.

С позиции логико-познавательного подхода наука рассматривается как система знаний. Научное знание — это идеальное образование, специфическое духовное явление, необходимый компонент науки, без которого она не существует как целое. Наука становится реальной, когда происходит процесс создания новых знаний. Продуктом науки является новое знание. Социологический анализ науки приводит к пониманию науки как формы научной деятельности, отрасли духовного производства, определенного социального института. Наука — это не только сумма знаний, это система знаний, постоянно развивающаяся, и в то же время это особый вид духовного производства. Наука как социальный институт представляет собой организацию людей, занимающихся научной деятельностью, и материальные средства ее реализации в виде системы организаций и учреждений для выполнения функции сознательного и целенаправленного управления научной деятельностью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский мир