Основания научного знания

Основания научного знания

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ НАУКИ — это система философских идей и принципов, служащих для обоснования идеи научной картины мира, идеалов и норм науки и составляющих условие интеграции научного знания в культуру данной исторической эпохи.

В фундаментальных областях исследований передовая наука обычно имеет дело с объектами, еще не освоенными в производстве или в повседневном опыте (иногда практическое освоение таких объектов происходит не в момент их открытия, а в более позднюю историческую эпоху). Эти объекты могут быть неизвестны и непостижимы для обычного здравого смысла. Знания о них и методы получения этих знаний могут принципиально не совпадать с нормами и мировоззрением обыденного познания данной исторической эпохи. Поэтому научные образы мира (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды реконструкции требуют своеобразного согласования с доминирующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с доминирующими значениями универсалий культуры. Философские основы науки обеспечивают эту координацию. Помимо обосновывающих постулатов, они также содержат идеи и принципы, определяющие эвристику исследования. Эти принципы обычно направлены на реконструкцию научного мировоззрения и нормативных структур науки, а затем используются для обоснования полученных результатов — новых онтологий и новых концепций метода. Но сближение философской эвристики и философского обоснования не является обязательным. Может случиться так, что исследователь использует определенные философские идеи и принципы в процессе формирования новых представлений, а затем разработанные им представления получают другую философскую интерпретацию, благодаря которой они получают признание и включаются в культуру. Философские основания гетерогенны: они допускают разнообразие философских идей и категориальных смыслов, используемых в исследовательской деятельности. Философские основания науки — это не то же самое, что общая совокупность философских знаний. Из огромного поля философских проблем и вариантов их решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур только определенные идеи и принципы.

Формирование философских оснований науки и их изменения требуют не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (его понимания особенностей предмета данной науки, ее традиций, образцов деятельности и т.д.) Они происходят путем отбора и последующей адаптации идей, выработанных в философском анализе, к потребностям конкретной сферы научного познания, уточнения исходных философских идей, их доработки и формирования новых категориальных смыслов, которые после вторичного осмысления эксплицируются как новое содержание философских категорий. Весь этот комплекс исследований на стыке философии и конкретных наук осуществляется совместно философами и учеными-специалистами. Сегодня этот особый пласт исследовательской деятельности является важным аспектом философии и методологии науки. В историческом развитии науки особую роль в разработке проблем, связанных со становлением и развитием философских основ, играли выдающиеся ученые, сочетавшие в своей деятельности конкретно-научные исследования с философскими (Декарт, Ньютон, Лейбниц, Эйнштейн, Бор, Вернадский и другие).

А 1.15 Основания науки — Философия науки для аспирантов

Гетерогенность философских оснований не исключает их системной организации. В них можно выделить как минимум две взаимосвязанные подсистемы: во-первых, онтологическую, представленную сеткой категорий, которые служат матрицей для понимания и познания изучаемых объектов (категории "вещь", "свойство", "отношение", "процесс", "состояние", "причинность", "необходимость", "случайность", "пространство", "время" и т.д.); во-вторых, эпистемологическую. Во-вторых, эпистемологический, выраженный категориальными схемами, характеризующими познавательные процедуры и их результаты (понимание истины, метод, знание, объяснение, доказательство, теория, факт и т.д.).

Обе подсистемы исторически развиваются в соответствии с типами объектов, которыми овладевает наука, и эволюцией нормативных структур, обеспечивающих овладение такими объектами.

Философские основы классической науки подчеркивали онтологические проблемы, а эпистемологические категории разрабатывались с точки зрения идеала истины как точного изображения "объекта как такового", исключая ссылки на субъект и операции его действия. Эти особенности философских оснований были характерны как для науки XVII-XVIII веков, когда доминировали установки механистической философии, так и для классической науки XIX века, когда сформировалась дисциплинарная структура науки и философские основания стали неоднородными (в физике и технических науках этой эпохи механистическая философия еще сохраняла свои позиции; в биологии и социальных науках она была вытеснена эволюционной парадигмой).

В неклассических науках конца XIX — первой половины XIX века механистическая философия все еще сохраняла свои позиции. 19 — первый тайм. Акцент сместился на гносеологические проблемы, были введены новые значения онтологических категорий с учетом трактовки познания как объекта-деятельности, от характера средств и операций которой зависело получаемое знание об объекте. В современной постклассической науке ее философские основания фокусируют внимание на проблемах социокультурной обусловленности познания, анализе его мировоззренческих предпосылок и социально-этических регуляторов. С этой точки зрения разрабатываются значения онтологических и эпистемологических категорий. Это развитие определяется доминирующими типами объектов исследования, которые становятся сложными, исторически развивающимися системами. В их познании важную роль начинают играть способы коммуникации познающего субъекта, участие операций действия в развитии изучаемых систем и этические регулятивы, определяющие выбор возможных стратегий изменения системы. Развитие философской основы является необходимым условием для освоения наукой принципиально новых типов объектов и процессов. См. также статью Наука.

1 Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление научного исследования. М., 1986;

2 Койре, А. Очерки по истории философской мысли. Влияние философских концепций на развитие научных теорий. М., 1987;

3. В.С. Швырёв, Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988;

4) Никифоров А.Л. Философия науки. История и методология. М., 1998;

5. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992;

6. то же. Теоретические знания. М., 2000.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский мир