Предмет философии науки. основные концепции науки в истории философии.

Предмет философии науки. Основные концепции науки в истории философии.

Философия — это форма общественного сознания, развивающая систему знаний об основных принципах бытия и месте человека в мире.

Предмет и основные проблемы философии.

Термин "философия" образован от греческих слов "philia" (любовь) и "sophia" (мудрость). Согласно традиции, впервые это слово было придумано греческим философом Пифагором, жившим в шестом веке до нашей эры. В этом понимании философии как любви к мудрости скрыт более глубокий смысл. Идеал мудреца (в отличие от ученого, интеллектуала) — это образ нравственно совершенного человека, который не только ответственно строит собственную жизнь, но и помогает окружающим решать их проблемы и преодолевать житейские невзгоды. Но что помогает мудрому человеку прожить свою жизнь достойно и разумно, порой вопреки жестокости и безумию своего исторического времени? Что он знает, в отличие от других людей? Именно здесь начинается собственно философская сфера: мудрый философ размышляет над вечными проблемами человеческого существования (актуальными для каждого человека во все исторические эпохи) и пытается найти на них законные ответы.

С этой точки зрения, философию можно определить как поиск ответов на вечные проблемы человеческого существования. К этим вечным проблемам относятся вопросы происхождения сущностей, возможности достижения истины в их познании, сущности добра, красоты и справедливости, происхождения и судьбы человека. "Кто мы, откуда мы пришли? Куда мы идем?" — Такая формулировка вечных проблем была предложена христианским мыслителем Григорием Богословом. "Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?" — Таковы фундаментальные вопросы философии, по мнению великого немецкого философа Иоганна Канта. Центральной проблемой, вокруг которой вращаются все остальные вечные проблемы философии, является вопрос о смысле индивидуального существования, ибо именно знание смысла собственной жизни делает человека мудрым — хозяином своей судьбы и разумным участником жизни всего мира.

Истинный мудрец понимает, что вечные проблемы бытия потому и вечны, что не имеют исчерпывающих, раз и навсегда принятых решений. Чем глубже и тоньше ответ, тем больше новых вопросов он ставит перед свободной и творческой человеческой мыслью. Стремление к мудрости, любовь к самому процессу ее обретения — вот, пожалуй, главное занятие в жизни мудрого философа, который, в отличие от самодовольного глупца, осознает свое невежество и потому не теряет воли к бесконечному совершенству. "Выученное невежество" — еще одно возможное определение философии, если воспользоваться фразой мыслителя эпохи Возрождения Николая Кузы.

Последовательно размышляя над вечными проблемами, мудрый философ создает "мировоззрение". Мировоззрение — это система взглядов на мир, на человека и, самое главное, на отношение человека к миру. Отсюда не лишним будет дать еще одно определение философии, которое было особенно популярно среди русских философов (С.Л. Франк, П.А. Флоренский и др.): философия — это учение о целостном мировоззрении.

В отличие от науки, религии и искусства, которые также образуют определенную мировоззренческую систему, философское мировоззрение имеет ряд отличительных особенностей.

Философия и наука.

Связи между наукой и философией фундаментальны, и многие величайшие философы были также выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского и Рассела. Общим для науки и философии является то, что они представляют собой сферы рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированной на достижение истины, которая в классическом понимании является "формой согласования мысли с реальностью". Считается, что между ними существует как минимум два фундаментальных различия:

1). Каждая наука имеет дело с определенной предметной областью и никогда не претендует на формулирование универсальных законов бытия. Так, физика раскрывает законы физической реальности; химия — законы химической реальности; психология — законы психологической реальности. В этом случае законы физики имеют весьма косвенное отношение к психологической жизни, а законы психологической жизни, в свою очередь, не действуют в сфере физических взаимодействий. Философия, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и пытается открыть законы всего мира. Более того, если какая-либо философская школа отказывается от такой задачи построения универсальных схем мира — она должна дать универсальное обоснование своему нежеланию заниматься подобными проблемами;

2). Наука традиционно абстрагируется от проблемы ценности и от вынесения ценностных суждений. Он ищет истину — то, что находится в самих вещах, — не обсуждая, хорошо или плохо то, что он нашел, и есть ли во всем этом какой-то смысл. Другими словами, наука в подавляющем большинстве случаев отвечает на вопросы "почему?". "как?" и "где?", но предпочитает не задавать метафизических вопросов типа "почему?" и "для чего?". В отличие от науки, ценностный компонент знания не исключен из философии. Философия, претендуя на решение вечных проблем бытия, ориентирована не только на поиск истины как форму согласования мысли с бытием, но и на познание и утверждение ценностей как форму согласования бытия с человеческой мыслью. На самом деле, имея представления о хорошем, мы стремимся переделать в соответствии с ними как свое поведение, так и обстоятельства окружающей жизни. Если мы знаем, что в мире есть что-то прекрасное, и сформировали систему соответствующих идеалов, мы создаем прекрасное произведение искусства в соответствии с этой системой, изменяем материальную реальность к лучшему или избавляемся от уродливых вещей.

В своем отношении к отношениям с наукой философия имеет два "слепых пятна". Это, с одной стороны, натурфилософия как попытка построить универсальную картину мира без опоры на научные данные, и, с другой стороны, позитивизм, который постулирует, что философия должна отказаться от обсуждения метафизических (прежде всего ценностных) проблем и сосредоточиться исключительно на обобщении позитивных научных фактов. Переход между Сциллой натурфилософии и Харибдой позитивизма предполагает непрерывный творческий и взаимообогащающий диалог между наукой и философией: внимание детальных наук к универсальным философским моделям и объяснительным схемам и, наоборот, рассмотрение философской мыслью теоретических и экспериментальных результатов, полученных в современных научных исследованиях.

1.1. Предмет философии науки

Философский образ науки

Философский образ науки эволюционировал с течением времени. Можно выделить следующие исторические этапы в формировании философского образа науки:

  • Науки Аристотеля.
  • Разработка основ методологии наук Ф. Бэконом и Р. Декартом.
  • Учение о взаимосвязи между философским и конкретно-научным знанием. И.Кант Г.В.Ф.Гегель.
  • Позитивизм.
  • Неопозитивизм. Т.Кун, И.Лакатос, К.Поппер.
  • Вернадский В.И. О понимании жизни как многоуровневого единства.
  • Наука XX-XXI века.

Наука в целом — это очень сложное явление. Ориентируясь на цели и задачи науки, можно дать следующее определение: наука — это специфическая деятельность по производству и получению новых знаний. Ориентируясь на специфику научной деятельности, можно предложить следующее определение: наука — это специализированная эмпирическая и теоретическая деятельность, направленная на получение истинных знаний о мире. Рассматривая нормативную сторону научной деятельности, можно дать следующее определение: наука — это регулируемая идеалами и нормами деятельность по получению, объяснению и построению научного знания.

Философия науки как самостоятельное направление философских исследований оформилась в 20 веке, хотя философское осмысление науки в принципе возникло с самого ее зарождения. Философия науки изучает сущностную природу науки и определяет ее место и роль в системе культуры. Философия науки — одна из наиболее активно развивающихся отраслей философского знания. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, наука играет ключевую роль в культуре современной цивилизации, активно влияя на все другие формы духовной жизни человека. Во-вторых, наука является важнейшим фактором в жизни общества, его экономики и хозяйства. Наукоемкое производство и инновационная деятельность требуют высококвалифицированных специалистов. Высшее образование старается учитывать современные потребности в подготовке таких специалистов. В-третьих, научная деятельность выделяется как особая сфера деятельности, занимающая важное место в жизни современного общества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский мир