Сложи узор. Развивающие игры Никитиных

Эта развивающая игра педагога Бориса Никитина предназначена для детей в возрасте от двух лет и старше. Однако создание узоров по шаблону будет интересно даже старшим дошкольникам. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены в 4 цвета. Это позволяет создавать одноцветные, двухцветные, трехцветные и даже четырехцветные узоры в бесчисленных вариациях. Узоры напоминают очертания различных предметов и картинок, которые дети любят называть. Играя с кубиками, дети выполняют 3 вида заданий.

Сначала они учатся создавать точно такой же узор из кубиков. Затем поставьте обратную задачу: глядя на кубики, нарисуйте узор, который они образуют. И, наконец, третий — придумать новые узоры из 9 или 16 кубиков, которых еще нет в книге, т.е. заняться уже творчеством.

Используя разное количество кубиков и разные не только цвета, но и формы (квадраты и треугольники), цвета кубиков, сложность заданий можно варьировать в чрезвычайно широком диапазоне.

Эта игра хорошо развивает у детей способность к анализу и синтезу — важным умственным операциям, используемым почти в любой интеллектуальной деятельности, а также способность к комбинированию, необходимую для строительных работ.

756f71166c0abf832a00560805aaae50.jpg

Начинаем играть

То, как мы играем, зависит от возраста и уровня развития ребенка. Кроме того, нужно помнить о первых впечатлениях от игры. Совсем не безразлично; как один впервые высыпал кости на стол. Если вы на глазах у ребенка открыли крышку и — бах! — Если стукнуть по столу всеми кубиками сразу, так, чтобы они разлетелись в стороны и ребенок даже вздохнул от удивления, то не удивляйтесь, если самым любимым занятием будет именно "бух!" кубиков из коробки, а не выстраивание из них "поездов" или "башен".

Если вашему ребенку 3-4 года, он знает цвета, может найти нужную грань и ценит красоту узора, то прежде чем дать ему поиграть, выберите наиболее привлекательный, на ваш взгляд, узор-задачу из серии B или D и заранее разложите кубики в коробке в соответствии с этим узором. Когда вы впервые откроете коробку с кубиками, ваш малыш будет любоваться узором вместе с вами.

— Как вы думаете, мы можем научиться делать такие же красивые узоры из кубиков?

— Конечно, будем", — сказал он без колебаний.

Затем положите схему пути SU-A1 перед вашим малышом и подумайте вслух:

— 'Интересно, быстро ли вы справитесь с такой проблемой, или работа займет много времени? Разложите кубики в картинку точно такого же цвета!

— Фух. Глупости! Вот и все! — так смело ответило большинство детей, полагая, что раз первое задание было легким, то и второе будет таким же.

Действительно, вторая и третья полосы оказываются даже быстрее первой, и ничего страшного, если длина измерена неточно. Правда, проверить точность длины легко, но подходите к этому осторожно. Предположим, он взял три кубика вместо четырех.

— Вам не кажется, что дорожка короче, чем на фотографии? Давайте сравним!

В этом случае лучше, если ребенок возьмет сразу всю "дорожку" кубиков и покроет ими узор. Отсутствие одного кубика будет сразу заметно, и он исправит его.

— Теперь у вас все правильно, без ошибок". — ты восхваляешь его. И так поощряя ребенка, переходите от узора к узору, внимательно отмечая скорость и точность его постановки кубиков и другие достоинства его действий. Семена аккуратности и точности в работе, концентрации и внимания могут дать ростки здесь, в игре.

Трудно сказать, сколько узоров можно расположить в одной игре. Может быть 5, может быть 10 — все зависит от настроения и способностей ребенка. Если работа идет быстро, радостно и для ребенка, радостно и для вас, значит, все хорошо.

— У вас все хорошо! Я не ожидал этого. Ну, на сегодня достаточно! Завтра мы еще поиграем, — мягко предлагаете вы в конце, но это акцент. Самое главное — это то, как ребенок реагирует на внушение. Если он расстроен и готов заплакать, потому что "хочет еще поиграть", уступите, покажите ребенку еще 1-2 детали. Если вы обычно держите свое слово и ребенок вам верит, он согласится, что "завтра мы еще поиграем". Это самый успешный результат из первой игры.

Неплохо, когда ребенок сразу соглашается завершить игру, но при этом еще и спрашивает:

— Завтра мы снова будем играть?

Обязательно нужно находить возможности играть и "завтра вечером", и послезавтра, и через 2-3 дня.

Играйте вчера, сегодня, завтра

Теперь стоит обратить внимание на то, как вчерашняя игра связана с сегодняшней, а сегодняшняя — с завтрашней. Это в немалой степени влияет на интерес к игре и успех в продвижении заданий "по лестнице". Допустим, в первый раз ребенок разложил 8 деталей — 4 "дорожки" и 4 "квадрата" (SU-A1 — SU-AZ). Даю ли я те же 8 шаблонов на следующий день? Или перейти на новые? Практика показала, что здесь лучше всего использовать метод "ледокола", то есть начинать каждую последующую игру с небольшого отступления. На второй день вы можете дать некоторые из предыдущих узоров: 2-3 "дорожки", 1 "квадрат", а затем новые узоры — столько заданий серии А, сколько захотят дети.

Поэтому каждый раз "разбег" должен добавить несколько старых, уже тонизированных паттернов, и только потом получить новые. Количество "ускорения" также должно варьироваться. Если впереди сложный узор, например, при переходе от одноцветных лиц к двухцветным (этот период встречается во всех 3 сериях A, B, C), "разбег" должен быть больше, а новые узоры меньше, до 1-2.

Выстраивание деталей из кубиков с помощью заранее подготовленных заданий — самый простой вид работы в игре. Игру можно немного усложнить (и при этом почти удвоить количество узоров-заданий) следующим образом: если узор карты состоит из красных и белых граней, можно предложить сделать такой же, но желтый и синий узор, и наоборот. Малыши воспринимают такую смену задания как новый тип паттерна. Ведь здесь нужно не просто скопировать узор, а изменить его в цвете.

1.jpg 2_0.jpg 2_0.jpg

3.jpg 4.jpg 4.jpg

5_1.jpg6.jpg6.jpg

7.jpg

Теперь давайте нарисуем узоры.

Еще до того, как малыш перейдет к выполнению серии узоров В и С, он может рисовать узоры из кубиков. Это более сложный вид работы с кубиками, который развивает графические навыки. Ребенок должен научиться проводить прямые линии карандашом, рисовать квадраты цветными мелками. В тетради с сеткой легко рисовать узоры. Но и здесь есть "первое открытие": заметить линейки, маленькие квадратики (клетки), на которые дети сначала просто не обращают внимания — линейки слишком тонкие, клетки маленькие и поэтому едва заметные.

Правила игры здесь остаются прежними: от выполнимой, управляемой задачи до чрезвычайно сложной, требующей максимального напряжения. Не расстраивайтесь, если у вас не получается сделать это идеально. У детей процесс развития происходит постепенно.

Рисование узора, да еще цветными карандашами, требует гораздо больше времени, чем сложение кубиков, поэтому работа над срисовыванием даст ребенку в 2-3 раза меньше. Но и здесь нужно тонко чувствовать, когда начать зарисовку, где похвалить ребенка, когда предложить закончить игру.

Перед рисованием узоров хорошо, если ребенок выполнит подготовительные упражнения.

nikitin-su-1.jpg

1. кто сможет поставить точки в клетках (внутри клеток)? Поставьте 2 точки, 3 точки, 4 точки и т.д. Делая это, ребенок не только учится рисовать точки, но и учится считать.

2. кто сможет поставить точки на пересечении, т.е. на пересечении линий? Вы можете дать разное количество точек — от 2 до 10, а в качестве пробного упражнения — целый треугольник точек, как показано на рисунке.

3) Кто сможет провести на линейке прямую горизонтальную линию заданной длины: с длиной 1 клетка, 2 клетки, 3 клетки, 4 клетки и т.д.?

Сложи узор. Развивающие игры Никитиных

4) Кто сможет провести на линейке прямую вертикальную линию заданной длины: длиной 1 клетка, 2 клетки, 3 клетки, 4 клетки и т.д.

5. кто сможет нарисовать маленькие круги диаметром в 1 клетку? Кто может нарисовать 1 круг, 2 круга, 3 круга и т.д.?

6. то же самое, но расположите круги по-другому (в "столбик").

7. кто нарисует маленький квадрат из 1 клетки? Кто нарисует квадрат из 2 клеток, 3 клеток, 4 клеток и т.д.?

8) Кто нарисует квадрат со стороной 4 квадрата и закрасит его цветным карандашом так, чтобы он не выходил за его контур?

9) Кто сможет разделить квадрат со стороной 4 клетки по диагонали и раскрасить его разными цветными карандашами?

10) Кто сможет разделить квадрат со стороной 4 клетки на 4 равных квадрата и раскрасить карандашами разного цвета?

Самостоятельно придумывать узоры

Другой вид работы с кубиками, наиболее насыщенный творческими элементами, — это создание новых деталей, таких, которых нет ни в одной из серий.

А чтобы не забыть новый узор, нужно сразу же зафиксировать его в блокноте, или разбросать кубики — и узор пропал.

Б.П. Никитин "Ступеньки творчества или развивающие игры".

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский мир