Декарт рассуждения о методе конспект

Декарт рассуждения о методе конспект

«РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ»

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

Рассуждение о методе — Рене Декарт [Среда Философии]

"Discours de la méthode" ("Рассуждения о методе для хорошего направления ума и поиска истины в науках") — работа Рихарда Декарта, опубликованная в Лейдене в 1637 году (вместе с его "Диоптриями, метеорами и геометрией"); латинский перевод — 1644 год (Амстердам). Трактат обобщает философские и методологические идеи "Правил для направления ума" и прокладывает путь к общефилософским вопросам "Метафизических соображений" и "Начал философии".

Первая часть ("Соображения, относящиеся к наукам") представляет собой своего рода введение, в котором Декарт восхваляет здравый смысл, "обычный разум человека": это "единственное, что отличает нас от животных и что полностью присуще каждому" (там же, Сочинения М., 1950, с. 260). Но "недостаточно иметь хороший ум, самое главное — хорошо его применять" (там же). "От "книжного обучения" (какими бы полезными и сложными ни были его результаты) Декарт предпочитает знакомство с "великой книгой мира", т.е. путешествия, наблюдения, общение с людьми и т.д." (там же). Ибо "в рассуждениях каждого человека о вопросах, непосредственно касающихся его, гораздо больше истины, чем в бесполезных рассуждениях кабинетного ученого". " (с. 265-266). Посвятив несколько лет изучению "книги мира", Декарт "решил изучить самого себя" (с. 266). В целом, "Рассуждения о методе" характеризуются непринужденными, исповедальными биографическими экскурсами.

Во второй части ("Основные принципы метода") Декарт обосновывает свой тезис о "книжности" науки как суммы мнений разных людей и о том, что "лучше всего раз и навсегда избавиться от них, чтобы поставить на их место лучшие или те же самые, но в соответствии с собственным разумом" (с. 268). В то же время он не одобряет людей, которые постоянно думают о каких-то новых изменениях в обществе, и говорит: "Мои намерения никогда не простирались дальше попытки реформировать собственное мышление и строить на фундаменте, который принадлежит мне" (с. 269). Прежде чем Декарт объясняет принципы метода, он одновременно дает понять, что они не могут быть сведены к методам логики, силлогизмам и анализу суждений древности и алгебре современной эпохи. Декарт определяет принципы метода следующим образом: "Первое — никогда не принимать за истину то, что я не могу с очевидностью считать таковым. Вторая — разделить каждое из рассматриваемых мною заблуждений на столько частей, сколько возможно и необходимо для того, чтобы лучше их преодолеть. В-третьих, следовать определенному порядку мышления, начиная с самых простых и легких для познания объектов и постепенно поднимаясь к познанию самых сложных. И, наконец, всегда составляйте настолько полные списки и настолько общие обзоры, чтобы всегда была уверенность в отсутствии пропусков" (с. 274). Декарт по-разному фиксировал и группировал принципы метода в своих различных работах. Эти четыре принципа являются обобщенной формулировкой 21 принципа, изложенного в предыдущих "Правилах направления ума". Разум должен привыкнуть мыслить ясно и четко и находить истину, которая в каждом вопросе только одна.

В части 3 ("Некоторые принципы морали, выведенные на основе этого метода") представлены следующие "предварительные принципы морали": "Первое — соблюдать законы и обычаи моей страны, придерживаясь религии, а во всем остальном руководствоваться мнениями, наиболее умеренными и далекими от крайностей. Второй принцип — "быть настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько это возможно". " (с. 276). ". Мой третий принцип заключался в том, чтобы всегда стремиться преодолеть себя, а не судьбу, и изменить свои желания, а не порядок мира. " (с. 277).

В четвертой части ("Аргументы в доказательство существования Бога и человеческой души, или основы метафизики") в сокращенном виде представлено "методичное" движение по пути сомнения к "первому принципу философии", т.е. к идее "я мыслю, следовательно, я существую", а от нее к идее субстанции, "все существо и природа которой состоит только в мышлении и которая, чтобы существовать, не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи" (с. 283). Следующий шаг (подробно представленный в "Метафизических размышлениях", 1641): размышляя о том, что я сомневался и что поэтому мое существо не вполне совершенно". ‘, я логически прихожу к идее о существе более совершенном, чем я сам. Аналогично, "я знаю некоторые совершенства, которые не присущи мне", и, напротив, я представляю себе существо, способное быть "бесконечным, вечным, неизменным, всеведущим, всемогущим", то есть прихожу к идее Бога.

В частях 5 ("Последовательность физических вопросов") и 6 ("Что необходимо для продвижения в изучении природы") изложены принципы и порядок естественнонаучного поиска: сначала ищут "принципы, или первые причины, всего, что есть и может быть в мире". " (с. 306), затем выясняется, "каковы первые и самые обычные следствия", которые могут быть выведены из этих причин. Таким образом, объектом исследования стали небо, звезды, земля, а на земле — вода, огонь, минералы, то есть то, что "наиболее общее и простое, и поэтому легче всего познать" (там же); в частности, была предложена гипотеза происхождения земли, солнца из хаоса материального движения, после чего перешли "к более детальному рассмотрению земли" (с. 291). Движения животных и человеческого тела были впервые изучены таким же образом; Декарт подробно рассматривает движения сердца, крови, чтобы доказать, что "все это согласуется с принципами механики, которые также являются принципами природы" (с. 299). Разница между людьми и животными заключается в наличии "разумной души", которая "никоим образом не может быть продуктом материальной силы, как другие вещи" (стр. 302-303), и которая создана Богом и бессмертна. Хотя принципы философии "чрезвычайно просты и самоочевидны", ученые люди не спешат использовать свет истины, ограничиваясь "тщетной видимостью всезнания" (с. 312). Декарт, однако, хотел бы иметь в качестве своих судей тех, "кто сочетает здравый смысл с ученостью" (стр. 316).

Наиболее известные комментарии к "Рассуждению о методе" принадлежат Э. Жильсону в парижском издании 1947 года и Серру (Serrus Ch. La méthode de Descartes. P., 1933).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский мир