Роль науки в современном обществе

Роль науки в современном обществе

Что такое наука? Для чего это человечеству? Каждый из нас хотя бы раз в жизни задавал себе эти вопросы. Александр Герцен сказал: "Наука — это сила, она раскрывает взаимосвязи вещей, их законы и взаимодействия". Но насколько могущественна современная наука? Каковы его возможности?

Сегодня можно сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах человеческой жизни. Уровень развития науки служит одним из основных показателей развития общества, он также является индикатором современного развития государства. Все, что окружает человека, является достижением науки.

Современная наука обладает удивительными возможностями. Еще в 1904 году Никола Тесла утверждал, что однажды человек сможет посылать свои мысли на самые далекие расстояния. Сто лет спустя это стало возможным. Компьютеризация общества достигла такого высокого уровня, что практически любую информацию теперь можно найти в Интернете. Сейчас в каждом доме и офисе есть и компьютер, и Интернет. Они стали настолько привычными, что люди забывают об опасностях, связанных с их использованием. Компьютер является источником нескольких типов излучения и полей. ЭЛТ-мониторы настольных и портативных компьютеров производят ионизирующее излучение. Как и любое другое электрическое устройство, компьютер производит электромагнитное излучение. Все устройства и вспомогательное электрооборудование компьютера создают сложное электромагнитное поле. Большинство современных исследований о воздействии электромагнитного излучения утверждают, что оно вредно для здоровья.

Однако в настоящее время наука пытается решить эти проблемы путем создания новых областей в структуре научного сообщества. Эргономика, наука о взаимодействии человека с компьютерами и другими машинами, изучает эти проблемы. Эргономика занимается комплексным изучением трудовой деятельности человека и поэтому объединяет в себе множество научных дисциплин: физиологию, медицину труда, психологию и другие. Ученые пытаются найти способы снижения нагрузки на организм человека при работе с компьютером и занимаются разработкой более совершенного и безопасного оборудования.

Благодаря развитию медицины, биологии, генетики, эмбриологии человечеству удалось найти "противоядие" от многих недугов. Наши предки и представить себе не могли, что в 21 веке можно будет выращивать новые человеческие органы для замены тех, которые не функционируют в организме пациентов.

Химия и физика не стоят на месте. Эти науки развиваются в двух направлениях — как фундаментальные науки (создание и изучение теоретических основ физических и химических знаний) и как прикладные науки (решение практических прикладных задач в различных сферах человеческой жизни).

В 21 веке человечество заняло почти все пространство земного шара. Мы живем в разных странах, на разных широтах, в разных местах, и, следовательно, в каждой стране свои специфические природные условия и климат. Многим странам постоянно угрожают природные стихии. К сожалению, ограниченность природных ресурсов становится все более очевидной.

Поэтому такие науки, как география, геология, энергетика и почвоведение, приобретают все большее значение. Эти науки из разных отраслей знаний пытаются предупредить общество о стихийных бедствиях и найти альтернативные источники энергии и полезных ископаемых, в которых человечество нуждается ежедневно.

В настоящее время процветание стран напрямую зависит от состояния их научного сектора. На мой взгляд, только те страны, которые придают серьезное значение научным исследованиям, успешно развивают передовые наукоемкие технологии и предоставляют для этого достаточно мощные финансовые, информационные, производственные и интеллектуальные ресурсы, являются лидерами в современной политической и экономической гонке и занимают ведущие позиции на мировой арене.

Без науки невозможно управлять современным обществом. На современном этапе развития наука меняет социальную структуру общества. Во всем мире наблюдается тенденция к увеличению числа людей, занятых в "белых воротничках", и уменьшению числа людей, занятых неквалифицированным ручным трудом.

Наука влияет на людей непосредственно через образование. Изучение научных трудов и достижений способствует развитию детей и формирует их как образованную личность. Современный образовательный процесс основан на научном взгляде на мир, а сфера образования в Российской Федерации базируется на научно предписанных методах.

Влияя на образовательный процесс и изменяя структуру образования, наука распространяется на все его элементы: цели, задачи, принципы, формы и методы, средства и результаты.

Формирование научного мировоззрения также происходит через систему образования, которая играет важную роль в становлении личности. Современная образовательная и научная политика направлена на подготовку и использование огромного потенциала специалистов и студентов с высшим образованием. Об этом свидетельствует тот факт, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, количество академиков, постдоков и доцентов удваивается в среднем каждые 5-10 лет.

Обществознание 8 класс (Урок№5 — Наука и образование в жизни современного общества.)

Сегодня учителя стараются донести до детей науку через глобальную сеть — Интернет. Предпочтение отдается "невидимым университетам", дистанционному обучению, виртуальным институтам. Живое, непосредственное общение между учителем и учеником теряется. Роль учителя снижается, воспитание детей на собственном примере отсутствует, и я вижу только негативные последствия для будущих поколений.

20-й век был выдающимся периодом в технологическом развитии. Без преувеличения можно сказать, что за 100 лет было сделано столько же открытий, сколько за всю предыдущую историю человечества. Вклад науки в развитие человечества в 20 веке огромен. Однако если сложить все деньги, которые человечество потратило на фундаментальные исследования за всю свою историю, то сумма окажется несопоставимой с бюджетом любой развитой страны. Государства теряют огромные деньги, которые могли бы быть использованы для борьбы с голодом, болезнями и другими проблемами, с которыми сталкиваются главы государств.

Новейшие научные разработки, помимо несомненных преимуществ, несут в себе и потенциальные риски. Тепловые электростанции, производя большое количество энергии, выбрасывают миллионы тонн золы и газов в атмосферу, загрязняя окружающую среду и разрушая озоновый слой планеты. Аварии на атомных электростанциях и предприятиях, использующих радиоактивные материалы, могут иметь катастрофические последствия. Чернобыльская катастрофа — один из таких примеров. Генетически модифицированные продукты, которые все чаще попадают на прилавки магазинов, в принципе могут быть опасны для человека. Согласование технологий и научного прогресса с природными процессами — одна из важнейших задач, стоящих перед учеными в новом веке. Только решив эту задачу, мы сможем обеспечить будущим поколениям не только выживание, но и достойную жизнь.

Наука широко рассматривается как высокоспециализированная деятельность, которая производит объективные знания о мире, включая самих людей. Но этично ли проводить научные исследования, даже чрезвычайно интересные, плоды которых могут быть опасны для человека?

Несомненно, наука является одной из важнейших форм культуры общества, а ее развитие — важнейшим фактором обновления всех сфер человеческой деятельности. Современная наука формирует мировоззрение людей, тесно связана с техническим прогрессом, помогает делать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, решает проблемы, стоящие перед человечеством. Но всегда ли наука безопасна для человечества? Я считаю, что этот вопрос всегда будет оставаться нерешенным.

Материал был подготовлен из открытых источников.

Евгения Ерышева,

студент 251-й группы специализации "Таможенное дело".

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский мир