Томас кун: после «структуры научных революций»

Томас Кун: После "Структуры научных революций"

The Road Since Structure

Томас Кун - после

Аннотация к книге "После "Структуры научных революций""

В этом сборнике, впервые опубликованном после смерти великого ученого, собраны статьи, в которых Томас Кун возвращается к темам, так или иначе затронутым в его великолепном опусе "Структура научных революций".
Что, согласно его теории, представляет собой наука — эмпирическое исследование или своего рода "социальное предприятие"? А есть ли аналогия между развитием науки и эволюцией в природе?

  • Покупатель 4

Вслед за "Структурой научных революций", впервые опубликованной после смерти философа (он умер в 1996 году, а книга была впервые опубликована в США в 2000 году), сборник содержит ряд поздних статей Томаса Куна, в которых прослеживается эволюция его взглядов. После публикации основной работы Куна "Структура научных революций" (1962), взгляды Куна продолжали развиваться, причем довольно значительно, не "почивая на лаврах". Коллекция посвящена философским и…

Пост "Структура научных революций", впервые опубликованный после смерти философа (он умер в 1996 году, а книга была впервые опубликована в США в 2000 году), содержит ряд более поздних статей Томаса Куна, позволяющих проследить эволюцию его идей. После публикации основной работы Куна "Структура научных революций" (1962), взгляды Куна продолжали развиваться, причем довольно значительно, не "почивая на лаврах". Сборник посвящен философским и метаисторическим вопросам, которые с годами все больше интересуют автора. Кроме того, книга содержит интересное длинное интервью с Томасом Куном 1995 года и библиографию публикаций ученого.

Из страниц книги мы узнаем, что сам Кун в конце концов назвал свою концепцию "своего рода постдарвиновским кантианством" (стр.146) и что с годами он пришел к убеждению, что революции в развитии науки очень похожи на появление новых биологических видов: "Революционное изменение — это не мутация, как я думал в течение многих лет, а видообразование, если принять биологическую аналогию" (с.138). Как признается историк науки и философ, в своих работах он не хотел знать, что является истиной, но хотел знать, что считается истиной, "а физика ничего об этом не говорит" (с.375). И вывод: "Физик стал историком под влиянием философских интересов" (с.426).

Это издание доставит истинное удовольствие любителям философии и науки, но с самого начала стоит предупредить, что книга предназначена только для подготовленного читателя, который должен быть как минимум знаком с magnum opus Куна, а как максимум — с работами Поппера, Фейерабенда и др. Чем больше вы будете "в теме", тем больше вам понравится. Хотя, мягко говоря, в научной и философской литературе такое положение дел является стандартным. Скрыть

Федор Докучаев

Отличный сборник статей Томаса Куна, автора концепции научных революций. Прилагаются фотографии обложки, содержания и первых страниц.

Сначала я немного расскажу о его концепции, а затем перейду к описанию самой книги.
Философия науки Куна основана на трех столпах: парадигма, научная революция и социальная природа знания. Развитие науки, по мнению Куна, не является непрерывным процессом накопления знаний, открывающим нам все больше и больше истинного.

Отличный сборник статей Томаса Куна, автора концепции научных революций. Прилагаются фотографии обложки, содержания и первых страниц.

Сначала я немного расскажу о его концепции, а затем перейду к описанию самой книги.
Философия науки Куна основана на трех столпах: парадигма, научная революция и социальная природа знания. Развитие науки, согласно Куну, — это не непрерывный процесс накопления знаний, все больше и больше раскрывающий нам истинное устройство мира, а серия концептуальных переворотов (научных революций), в ходе которых может полностью измениться восприятие реальности и само понимание метода научного поиска. Такие перевороты случаются нечасто, но они создают проблему для исследователей истории науки — то, что в системе координат (парадигме), например, докоперниковской науки называлось небесным телом или планетой, после Коперника приобретает совершенно новое значение — и эти значения несопоставимы. Наконец, наука производится научными сообществами, которые не только используют специфический научный язык, но и принимают специфическую систему ценностей, которая сильно влияет на развитие науки.

Защита уже сделанных утверждений, их исправление и споры о природе реальности и функционировании языка составляют содержание этой книги. Поэтому она будет особенно интересна тем, кто уже знаком с философией науки Томаса Куна и хочет узнать, как развивалась его мысль дальше. Например, можно узнать об отношении Куна к теории возможных миров и к концепции радикальной интерпретации Дэвидсона. Есть также статья, посвященная объяснению "Структуры научных революций", которую можно читать параллельно с этой знаменитой книгой.
В конце книги есть обширное интервью и список публикаций.

Теперь о физических качествах книги. Качество бумаги разочаровывает. Страницы желтоватые, буквы на обороте слегка просвечивают сквозь них. Буквы крупные, но из-за цвета бумаги они могут казаться слегка размытыми. Это не слишком беспокоит вас, но не стоит покупать его из эстетических соображений. Цена довольно низкая (особенно со скидкой).

Это издание можно посоветовать тем, кто интересуется философией науки и концепциями Томаса Куна. Она также может подойти для введения в эту область науки, но лучше начать с "Структуры научных революций". Скрыть

А 1.7 Концепции Т. Куна и М. Полани — Философия науки для аспирантов

Шебзухов Ренат

Книга показалась мне очень сложной, некоторые отрывки приходилось перечитывать по несколько раз, искать в интернете значение непонятных терминов, понятий и теорий. Мне даже пришлось прочитать некоторые дополнительные материалы, чтобы лучше понять книгу Томаса Куна. Но в конце концов я закончил книгу и сделал мини-набросок.

Систематическое изучение истории науки и того, как она формировалась, началось только в 19 веке. Возникли вопросы о том, как подходить к изучению истории и развития науки. В.

Книга показалась мне очень сложной, некоторые отрывки приходилось перечитывать по несколько раз, искать в интернете значение непонятных терминов, понятий и теорий. Мне даже пришлось прочитать некоторые дополнительные материалы, чтобы лучше понять книгу Томаса Куна. Но в конце концов я закончил книгу и сделал мини-набросок.

Систематическое изучение истории науки и того, как она формировалась, началось только в 19 веке. Возникли вопросы о том, как подходить к изучению истории и развития науки. В результате сегодня распространены три основные модели исторических реконструкций науки: 1) как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс; 2) как процесс развития через научные революции; 3) как совокупность отдельных, частных ситуаций (так называемые "кейс-стади"). Возникнув в разное время, эти три модели сосуществуют в современном анализе истории науки.
В этой книге Томас Кун анализирует именно пункт 2.
Кумулятивная модель развития науки признает, что развитие науки происходит непрерывно. Знания накапливаются, и новые знания всегда опираются на предыдущие достижения, причем новые знания всегда отражают реальность более точно, более объективно
В середине двадцатого века исторический анализ науки стал опираться на идеи прерывности, уникальности и революционности. Одним из первых, кто взглянул на развитие науки с этой точки зрения, был Александр Койре, французский философ русского происхождения. Койре показал, что научная революция — это переход от одной научной теории к другой, изменяющий не только темп, но и направление развития науки.
Эстафету подхватил и развил Томас Кун. Центральным в модели Куна является понятие "парадигма", то есть признанные всеми научные достижения, которые обеспечивают научное сообщество моделью для постановки проблем и их решения в течение определенного периода времени. Парадигма сужает рамки того, что могут делать ученые, но это позволяет ученым изучать явления в рамках парадигмы более детально и глубоко. Если бы не было парадигмы, то не было бы ни границ, ни общих правил, ни "базы данных". Но рано или поздно парадигма сталкивается с аномалиями, которые не могут быть описаны инструментами парадигмы. Через некоторое время парадигма перестает удовлетворять научное сообщество, и на смену ей приходит другая — происходит научная революция. По мнению Куна, выбор новой парадигмы является случайным событием, поскольку существует несколько возможных направлений развития науки, а какое из них будет выбрано — дело случая. Более того, он сравнил переход от одной научной парадигмы к другой с новой верой: в обоих случаях мир известных объектов предстает в совершенно ином свете в результате пересмотра первоначальных объяснительных принципов. Скрыть

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский мир